Степан Васильченко, писатель и учитель, любил детей и посвятил им немало искренних и правдивых произведений, в которых представил целую галерею детских образов.
Болея за судьбу малышей из народа, Васильченко считал, однако, неестественным описывать их жизнь одними грустными красками… Не следует умышленно гасить бодрость, жизнеспособность, радость жизни…
В «Моисее» образ библейского пророка представлен в новом освещении, к тому неизвестному мировой литературе. В трактовании Франко - это фигура величественная и трагическая вместе с тем. Стремясь привести народ в «долину пречудесную», пророк отдает ему все духовные и физические силы, но община, переведя на Моисея весь груз ответственности, не прощает ему своей неустроенности. Она ставит в укор пророку, грозится расправой. Вместе с тем Моисей не молчит, сам Иегова говорит его устами. Преисполненными справедливого негодования, призывными, но и вместе с тем сочувственными, любящими являются речи Моисея к своему народу. Это будто думы-молитвы, энергетически наполненные, эмоционально сильные, насыщенные аллегорическом содержанием (в частности, притча о царе деревьев, который имеет в тексте и объяснение).
Моисей все еще верит и продолжает этот многотрудний путь, который ему освещала неопалимая купина. Но тема сомнения - очень важна в поэме. Ослепленность собственного народа, его нежелание идти дальше сеют в душе Моисея зерно сомнения, неуверенности. В этот критический, переломный момент в пустыне пророку появляется Азазель. Собственно, личное уныние в собственные силы, собственную правоту дают возможность Азазелю убедить Моисея в ненужности пути.
Интересно, что Азазель убеждает Моисея в том, что это его собственное желание вывести народ из Египта, а не заповедь Иегова. А поскольку Моисей оказывается не способен довести евреев к цели, то «лучше всего все свое бремя положить на Бога». Т.е. Бог, который существует лишь в воображении, является выдуманным. Так Моисей потерял веру в Иегову. Именно поэтому пророк должен дойти лишь до границы обещанной Богом земли и умереть, так и не ступив на нее.
Философское постижение пути к овеянной мечтой земле раскрывает и умело вплетенный в канву произведения «Миф об Ориона». В «Моисее» миф значительно трансформирован сравнительно с оригиналом, поэтому, казалось бы, такое необыкновенное объединение библейского и мифического материалов выглядит в интерпретации Франко естественно. В тексте подается толкование мифа, который также предоставляет поэме философского прочтения: «Сей Орион - это человечность вся, полная веры и силы, которая в страшном усилии спешит к незримой цели», а «Мальчик - логика фактов».
Сорокалетние блуждания еврейского народа пустыней, противопоставление гурьбы и пророка в «Моисее» приобретают экзистенциальные параметры: это соображение и о смысле бытия человека в общем, и о бытии наций, и о духовности как главнейший фактор наций. Поэтому неслучайными в поэме усматриваем слова:
Кто получит все сокровища земли
И надо всеми их полюбит,
Тот и сам станет их рабом,
Сокровища духа потеряет.
Болея за судьбу малышей из народа, Васильченко считал, однако, неестественным описывать их жизнь одними грустными красками… Не следует умышленно гасить бодрость, жизнеспособность, радость жизни…
Философское содержание поэмы И. Франко «Моисей»
Поэма «Моисей» - результат продолжительной работы И. Франко, его художественных и философских поисков. Проблема соотношения героя и массы, индивидуальности и коллективной стихии часто решалась в научных разведках поэта. Поэма посвящена украинскому народу, судьбой которого Франко всю жизнь беспокоился. Об этом речь идет в прологе: «Твоим будущим душу я беспокою». В основу поэмы положенная библейская легенда о пророке Моисея. Он сорок лет, преодолевая мучения и страдания, вел еврейский народ к обетованной земле. Обратившись к библейскому сюжету, Франко предоставил ему метафорического, притчево-аллегорического звучания. В предисловии до одного из изданий поэмы поэт писал, что основной темой произведения он сделал смерть Моисея как пророка, непризнанного своим народом. Хотя поэма перекликается с библейским сюжетом, в ней много собственных раздумий Франко. Произведение спроектировано в современность поэта, и даже глобальнее - в будущее человечества вообще. Глубинный смысл имеет философскую тему неизбежности жертв в историческом прогрессе любой наций.В «Моисее» образ библейского пророка представлен в новом освещении, к тому неизвестному мировой литературе. В трактовании Франко - это фигура величественная и трагическая вместе с тем. Стремясь привести народ в «долину пречудесную», пророк отдает ему все духовные и физические силы, но община, переведя на Моисея весь груз ответственности, не прощает ему своей неустроенности. Она ставит в укор пророку, грозится расправой. Вместе с тем Моисей не молчит, сам Иегова говорит его устами. Преисполненными справедливого негодования, призывными, но и вместе с тем сочувственными, любящими являются речи Моисея к своему народу. Это будто думы-молитвы, энергетически наполненные, эмоционально сильные, насыщенные аллегорическом содержанием (в частности, притча о царе деревьев, который имеет в тексте и объяснение).
Моисей все еще верит и продолжает этот многотрудний путь, который ему освещала неопалимая купина. Но тема сомнения - очень важна в поэме. Ослепленность собственного народа, его нежелание идти дальше сеют в душе Моисея зерно сомнения, неуверенности. В этот критический, переломный момент в пустыне пророку появляется Азазель. Собственно, личное уныние в собственные силы, собственную правоту дают возможность Азазелю убедить Моисея в ненужности пути.
Интересно, что Азазель убеждает Моисея в том, что это его собственное желание вывести народ из Египта, а не заповедь Иегова. А поскольку Моисей оказывается не способен довести евреев к цели, то «лучше всего все свое бремя положить на Бога». Т.е. Бог, который существует лишь в воображении, является выдуманным. Так Моисей потерял веру в Иегову. Именно поэтому пророк должен дойти лишь до границы обещанной Богом земли и умереть, так и не ступив на нее.
Философское постижение пути к овеянной мечтой земле раскрывает и умело вплетенный в канву произведения «Миф об Ориона». В «Моисее» миф значительно трансформирован сравнительно с оригиналом, поэтому, казалось бы, такое необыкновенное объединение библейского и мифического материалов выглядит в интерпретации Франко естественно. В тексте подается толкование мифа, который также предоставляет поэме философского прочтения: «Сей Орион - это человечность вся, полная веры и силы, которая в страшном усилии спешит к незримой цели», а «Мальчик - логика фактов».
Сорокалетние блуждания еврейского народа пустыней, противопоставление гурьбы и пророка в «Моисее» приобретают экзистенциальные параметры: это соображение и о смысле бытия человека в общем, и о бытии наций, и о духовности как главнейший фактор наций. Поэтому неслучайными в поэме усматриваем слова:
Кто получит все сокровища земли
И надо всеми их полюбит,
Тот и сам станет их рабом,
Сокровища духа потеряет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий